Юридический журнал

от ЮрПроводника

Государственный и муниципальный контракты

666

07 июня 2016 года

Не редко в гражданско-правовых отношениях одной из сторон договора выступает государственный или муниципальный орган, как и любой другой субъект права, они вступают в сделки для удовлетворения своих нужд. Специально для сделок с такими субъектами законодатель закрепляет такие понятия как государственный контракт и муниципальный контракт.

Не редко в гражданско-правовых отношениях одной из сторон договора выступает государственный или муниципальный орган, как и любой другой субъект права, они вступают в сделки для удовлетворения своих нужд. Специально для сделок с такими субъектами законодатель закрепляет такие понятия как государственный контракт и муниципальный контракт.

Понятие государственного и муниципального контракта

Договор, заключаемый от имени Российской федерации или субъекта федерации, а так же муниципального образования именуется государственный контракт или муниципальный контракт.

Ранее было по заключению договоров и сопровождению сделок

Ипотека с господдержкой в 2018 году: условия программы
Оферта
Их нужно знать в лицо / Информация о бенефициарах
ВЗГЛЯД ЮРИСТА: Договор ренты

Поставщиком или исполнителем по такому контракту может быть любая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, отвечающие заявленным заказчиком требованиям. В этом плане контракты такого плана ничем не отличаются от любого другого гражданско-правового договора. Специфику представляет другая сторона договора.

В основном источнике Гражданского права РФ – Гражданском кодексе определение государственного и муниципального контракта дается в ст. 526, однако данное определение не дает исчерпывающего понимания этого вопроса, а только отражает основные моменты. Более четкое определение сформулировано в п. 8 ст. 3 в ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕВ СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД».

Ст. 3 44-ФЗ дает определение понятиям государственный и муниципальный заказчик и тем самым определяет круг лиц, которые выступают стороной государственного контракта или муниципального контракта. В соответствии с данной нормой, заказчиками по таким контрактам выступают государственные и муниципальные органы власти, государственные корпорации, государственные и муниципальные казенные учреждения. Так же сюда относятся все бюджетные учреждения (школы, больницы и т.п.), получающие финансирование из государственного или местного бюджета.

В связи со спецификой субъекта таких правоотношений государственные и муниципальные контракты по своим целям несколько отличаются от простых гражданско-правовых договоров поставки, подряда, оказания услуг, купли-продажи. Обычно стороны договора заключают сделки либо с целью извлечения прибыли, если это касается предпринимательских отношений, либо с целью удовлетворения личных потребностей. В отличие от этого как государственный контракт, так и муниципальный контракт не преследуют основной своей целью извлечение прибыли заказчиком. Выступая стороной в таких сделках, государство, субъекты федерации, а так же организации, финансируемые из бюджетов, действуют с целью выполнения своих функций перед регионом и государством.  В первую очередь, государственные и муниципальные контракты, а точнее результаты их выполнения служат для реализации государственных и региональных и муниципальных программ, основанных на стратегическом и программно-целевом планировании. Например, строительство жилого фонда, реализация программ в сфере образования и здравоохранения. Так же контракты, в частности государственные направлены на исполнение обязательств Российской федерации на международной арене, например строительство газопроводов и других коммуникаций, в которых заинтересованы и зарубежные государства. Таким образом, заключение государственного контракта обусловлено международными соглашениями страны. Таким образом,государственный контракт и муниципальный контракт направлены на получение прибыли только одной стороной – исполнителем, а заказчик тем самым выполняет свои обязательства перед государством, регионом и населением.

Правовое регулирование государственных контрактов и муниципальных контрактов

В связи с тем, что правоотношения связанные с государственными и муниципальными контрактами очень сложны и требуют детальной регламентации, то правовое регулирование их выходит далеко за рамки гражданского кодекса. Стоит отметить, что все законодательство, касающееся контрактов основано на трех основных нормативно-правовых актах, – это Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. В гражданском кодексе в этом плане можно выделить статьи, которые закрепляют общие положения об обязательствах, договорах, а так же об отдельных видах сделок, таких как подряд, поставка и другие.

Основополагающим актом кроме кодексов и Конституции можно назвать Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Именно этот закон дает определения таким понятиям как государственный контракт и муниципальный контракт, закрепляет правовое положение заказчика и исполнителя, а так же регламентирует саму процедуру заключения контрактов. Все остальные законодательные акты основаны на этом законе.

Кроме того, среди законов и подзаконных актов можно выделить акты, которые закрепляют отдельные государственные и муниципальные нужды, а так же экономические вопросы их удовлетворения. В качестве примеров можно привести следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • ФЗ от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • ФЗ от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

Постановление Правительства от 14.08.1993 № 812 «Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации»

Кроме указанного федерального законодательства, в каждом субъекте федерации приняты свои нормативно-правовые акты, регламентирующие заключение и исполнение контрактов.

Порядок заключения контрактов

Законодатель дает заказчику право выбора контрагента и тем самым заключения как государственного контракта так и муниципального контракта с тем поставщиком или исполнителем, который максимально отвечает заявленным требованиям. Заказчик может выбрать поставщика, подрядчика или исполнителя, одним из конкурентных способов, или обратиться с предложением заключить контракт к отдельно взятому лицу.

К конкурентным способам, в соответствии с ФЗ-44 относятся различные виды конкурсов, в том числе открытые, закрытые  конкурсы с ограниченным участием, различные виды аукционов, такие как аукцион в электронной форме или закрытый аукцион, а так же запрос котировок и предложений. Эти способы позволяют широкому кругу поставщиков принять участие в борьбе за контракт. Этот способ основан на принципе свободной конкуренции, где победу одерживает компания, предложившая максимально выгодные для заказчика условия. В результате проведения таких конкурсов и аукционов выявляется победитель с которым организатор конкурса заключает государственный контракт или муниципальный контракт (в зависимости от того кто является заказчиком). Такой способ выбора контрагента максимально соответствует принципу свободы и равенства всех участников рынка.

В некоторых случаях, в целях обеспечения некоторых интересов государства или региона, проведение конкурсов и аукционов либо невозможно, либо не соответствует интересам государства. Перечень таких случаев приведен в ст. 93 ФЗ-44, к ним относятся вопросы, связанные с деятельностью естественных монополий, решением оборонных вопросов государства, а так же с развитием культуры государства и регионов и сохранения культурного наследия государства. В этих вопросах государственные и муниципальные заказчики на момент заключения контракта четко представляют какой поставщик или исполнитель лучшим образом выполнит поставленную задачу.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по заключению договоров и сопровождению сделок юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Государственные контракты и муниципальные контракты являются наиболее сложными объектами гражданско-правового регулирования. Это обусловлено тем, что с одной стороны выступает специфический субъект, который действует в интересах всего государства или региона.

666
Читайте еще по заключению договоров и сопровождению сделок
Оферта
Что это такое и как правильно составить
Добавить заказ

Возникли трудности по заключению договоров и сопровождению сделок?

Узнайте стоимость и как решить Ваши проблемы по заключению договоров и сопровождению сделок

Добавьте заказ

Это быстро, бесплатно и очень просто

Сравните предложения

Изучите отзывы, условия и цены

Договоритесь напрямую

Свяжитесь с любым кандидатом