Юридический журнал

от ЮрПроводника

Об электронно-цифровой подписи (ЭЦП)

1178

31 октября 2016 года

ЭЦП – Электронная Цифровая Подпись, хотя и не является абсолютным новшеством, но до сих пор вызывает множество вопросов. Предназначена электронная подпись прежде всего для облегчения бизнеса, а именно для проставления подписи на письмах и коммерческих предложениях, при заключении договоров и подписании соглашений, при удостоверении подписи руководителя в банке и т.д. При этом уникальность ЭЦП максимальна, поскольку в мире невозможно найти как две идентичные подписи человека, так и два одинаковых ключа электронной цифровой подписи, созданных с использованием технологий криптошифрования.

Виды ЭЦП, ключи, сертификаты

ЭЦП обладает следующими свойствами:

  1. уникальна,
  2. защищена от возможности копирования,
  3. имеет в себе указание на лицо, от имени которого был подписан документ.

Переход на электронный документооборот стал возможным благодаря введению в действие ФЗ № 63 “Об электронной подписи” от 06.04.2011 года. Данный нормативный акт детально регулирует отношения с использованием электронной подписи. Именно в ФЗ «Об электронной подписи» содержится перечень видов ЭЦП, среди которых сегодня функционируют следующие:

  • простая электронная подпись или ПЭП, которая представляет собой самый простой, но и самый незащищенный вариант подписи, не обладающий юридической силой. Его можно использовать для подтверждения авторства текста при составлении текстов и заполнении бумаг;
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись или НЭП проставляется на документах для подтверждения авторства ее владельца и является гарантом того, что после проставления подписи в документ не будут внесены коррективы и исправления. В отличии от простой электронной подписи, которая не защищает документ от внесения изменений, НЭП используется при внутреннем документообороте компании и при обмене бумагами с другими компаниями — партнерами;
  • усиленная квалифицированная электронная подпись или КЭП является наиболее защищённым вариантов подписи, наделенным юридической силой.

Ранее было по корпоративному праву

Все о бенефициарных владельцах
Оферта
Как стать нотариусом и открыть нотариальную контору
Их нужно знать в лицо / Информация о бенефициарах

Уникальность усиленного варианта цифровой подписи заключается в наличии возможности сдавать отчётность в налоговую инспекцию и иные контролирующие органы, принимать участие в государственных тендерах и т.д. Подделать КЭП невозможно, а значит статус данного варианта цифровой подписи, соответствует подписи должностного (физического) лица.

Помимо разновидностей электронной подписи в ФЗ № 63 “Об электронной подписи” содержатся понятия ключ и сертификат, также неразрывно связанные с электронной подписью.

Ключ электронной подписи представляет собой некую последовательность символов, которая формирует саму электронную цифровую подпись в деловой бумаге. Она либо находится в теле подписанного файла либо прилагается к нему. Поэтому ничего общего во внешнем выражении с рукописной подписью человека она не имеет. От ключа электронной подписи необходимо отличать ключ проверки ЭЦП, который удостоверяет подпись на конкретном документе и может использоваться участниками документооборота без ограничений.

Для полноценного функционирования ЭЦП необходимо получить сертификат ключа проверки, который представляет собой бумажное или электронное свидетельство, подтверждающее, что конкретное лицо владеет соответствующими ключами.

Правом на выдачу сертификатов ЭЦП обладают удостоверяющие аккредитованные центры и уполномоченные представители.

Зачем ЭЦП физическому лицу

Если необходимость электронной подписи для бизнеса очевидна, особенно при наличии филиалов или клиентов находящихся на достаточно далеком расстоянии, то нужна ли электронная подпись физическим лицам?

Электронная цифровая подпись физическим лицом может быть применена в следующих случаях:

  • Получение государственных услуг на интернет-портале "госуслуги". Наличие электронной подписи сделает возможным полноценное пользование всеми возможными услугами портала (например, оформить анкету для получения паспорта, направить декларацию в ИФНС и др.).
  • Подача заявления в вуз через интернет с электронной подписью становится распространенной практикой учебных заведений. Что очень удобно для иногородних абитуриентов.
  • С электронной подписью принимаются заявления в налоговую, например для открытия ИП.
  • Электронная подпись позволяет оформлять различные документы (например, договор о выполнении работы) для лиц, работающих на дому и получающих заказы через сеть Интернет.
  • Участие в торгах так же возможно при использование электронной цифровой подписи (часто на них распродается собственность предприятий, объявленных банкротами).
  • Возможна подача в электронном виде заявки о выдаче патента на изобретение.

Как формируется электронно-цифровая подпись

Для того чтобы начать использовать электронно-цифровую подпись необходимо получить ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи. Для этого обращаясь к представителю или в удостоверяющий центр заявителю нужно оформить сертификат. Создание ключей происходит одновременно с оформлением сертификата. Заявителю выдаются два файла, хранящиеся на защищенном съемном носителе, доступ к которому у третьих лиц исключается.

Как правило, использование ключа ЭЦП предусматривает введение PIN-кода, известного только владельцу ключа электронной подписи, что является дополнительной защитой от мошенничества. Таким образом, первый файл помогает создавать электронную подпись, а второй проверяет другую ЭЦП. При этом информация о ключах является конфиденциальной.

При выдаче сертификата ЭЦП, сотрудники центра или уполномоченный представитель предоставляют клиенту документ содержащий правила взаимодействия последнего с удостоверяющим центром, правила пользования ЭЦП — “Регламент удостоверяющего центра”.

Сотрудники компании — владельцы сертификатов ключей предупреждаются о недопустимости передачи ключей иным лицам. В случае увольнения владельца ключа ЭЦП данный ключ блокируется через уполномоченных лиц удостоверяющего центра.

Как получить сертификат электронно-цифровой подписи

Для того чтобы получить сертификат, заявителю необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, имеющий необходимые документы и свидетельства. Следует обращать внимание на особенности области применения конкретных ключей ЭЦП выпускаемых тем или иным центром и убедиться в соответствии предлагаемых ключей ЭЦП нуждам организации.

К заявлению на выдачу ЭЦП прилагаются заверенные копии личных документов владельца ключа ЭЦП (снилс, паспорт), а так же заверенные копии уставных документов организации и заявление о присоединении к регламенту удостоверяющего центра. Требования к набору документов и их заверению могут отличаться в зависимости от выбранного центра.

Владельцам ЭЦП стоит помнить

В основном электронная подпись используется бизнесменами и гражданами для визирования документации. Однако перед обращением к представителю или в соответствующий центр стоит определиться с целью применения ЭЦП. При необходимости оговорите возможность перехода на электронный документооборот со всеми контрагентами, включая кредитные организации, уточните порядок обмена бумагами.

Если предполагается использование ключей внутри компании, то помимо соглашения о конфиденциальности подписываемого с работниками, ответственными за сохранность ключей ЭЦП, возможно следует разработать внутренние (локальные) нормативные акты, например, инструкции по использованию ключей, электронной подписи, алгоритм действий по проверке ЭЦП партнеров, а также регламент приёма и передачи документов.

Сколько стоит ЭЦП

Стоимость оформления сертификата и ключей электронной цифровой подписи варьируется в зависимости от удостоверяющего центра и состава необходимого организации комплекта и может составить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей.

Каждый клиент такого центра должен получить помимо необходимой информации на защищенном носителе, соответствующее программное обеспечение, без которого функционирование электронной подписи невозможно.

Немаловажным фактором при выборе поставщика ЭЦП является наличие комплексной технической поддержки предоставляемой удостоверяющим центром. Срок действия ключа равен одному году.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по корпоративному праву юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

На современном этапе развития электронного документооборота средства электронно-цифровой подписи предоставляют широкие возможности для полноценного обмена юридически значимыми документам в электронном виде.

Выводы:

  1. Электронная подпись во многом упрощает документооборот компании как внешний так и внутренний.
  2. Существует несколько видов ЭЦП. Выбор того или иного зависит от целей использования.
  3. Электронная цифровая подпись так же уникальна как собственноручная подпись человека.
  4. Для получения ЭЦП необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.
  5. При получении подписи убедитесь, что вам предоставлен полный пакет документов (ключи и сертификат), а также флэш—носитель, программное обеспечение и техническая поддержка.
  6. Заранее продумайте, каким образом вы сохраните конфиденциальность ключей ЭЦП, если предполагается ее использование внутри компании (конкретными сотрудниками) и при обмене подписями с партнерами.
  7. Срок действия ЭЦП — 1 год.
1178
Читайте еще по корпоративному праву
Все о бенефициарных владельцах
В этой статье мы расскажем о бенефициарных владельцах, рассмотрим термины, основные обязанности бенефициаров
Оферта
Что это такое и как правильно составить
Добавить заказ

Возникли трудности по корпоративному праву?

Узнайте стоимость и как решить Ваши проблемы по корпоративному праву

Добавьте заказ

Это быстро, бесплатно и очень просто

Сравните предложения

Изучите отзывы, условия и цены

Договоритесь напрямую

Свяжитесь с любым кандидатом