Юридический журнал

от ЮрПроводника

Что делать, если рейс задержали?

319

06 февраля 2017 года

Перенос и отмена вылета – явление неприятное. При этом они имеют негативные последствия для пассажиров, особенно если такой рейс является промежуточной остановкой, а значит целиком и полностью время ожидания влияет на успех всего путешествия. Поскольку билет на самолет, приобретенный пассажиром, является договором оказания услуг авиакомпанией, то отчаиваться не стоит. Соблюдая наши рекомендации, вы сможете получить компенсацию в том или ином варианте.

Кто виноват?

Важны ли причины задержки рейса или важен сам факт? В соответствии с положениями статей 794 и 795 ГК РФ, перевозчик, отменивший или задержавший рейс, может быть освобожден от ответственности в исключительных случаях.

Авиакомпания несет ответственность и признается виновной, если рейс задержан (отменен) в следующих ситуациях:

  1. Имеют место нестыковки в расписании;
  2. Экипаж/борт не был готов к выполнению рейса;
  3. Пассажиру было отказано в посадке по причине «овербукинга» (когда пассажиров больше, чем мест на самолете из–за излишне проданных авиабилетов);
  4. Когда перелёт экономически невыгоден для авиакомпании;
  5. Другие случаи при которых компании — перевозчику не удалось доказать влияние форс – мажорных обстоятельств на невыполнение условий договора с пассажиром.

Ранее было по защите прав потребителей

Права пассажира автобуса, такси, поезда или самолёта
Права покупателя в магазине
Выгодно быть гостем / Возврат такс-фри
Спасательный полис / Как работает страхование выезжающих за рубеж

Перевозчик не виноват, если выполнить условия договора (своевременность перелета) ему помешали следующие обстоятельства:

  1. Стихийные бедствия, погодные условия и военные действия;
  2. Прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;
  3. Забастовки персонала;
  4. Наличие неисправностей, угрожающих жизни и здоровью пассажиров.

На что можно рассчитывать пассажиру?

То, на что имеет право рассчитывать пассажир при переносе (отмене) рейса напрямую зависит от количества времени, оставшегося до перелёта:

  • Если рейс отменили за несколько дней, то авиакомпания имеет право предложить пассажирам альтернативный перелет или возврат денежных средств, потраченных на покупку билета на самолет. Под альтернативным перелетом подразумевается другой маршрут этого же перевозчика. Возврат стоимости билета на самолет в полном объеме возможен на основании условий п. 227 «Федеральных авиационных правил». Поэтому при покупке билета на рейс с пересадкой пассажир может рассчитывать на получение компенсации стоимости всего маршрута.
  • Если же рейс был пересадочный, а билетов было несколько (два и более самостоятельных рейса), и отменили первый перелет, то вернуть получится только сумму за первый перелет, сдавать билеты на последующие рейсы придется по общим правилам тарифа.
  • Если отменили рейс (произошла задержка из-за которой вы не успеваете на следующий перелет), и не было предложено альтернативных вариантов полета таким образом, что теряется весь смысл путешествия, то перевозчик должен не только выплатить компенсацию стоимости всего перелета, но и вернуть вас домой (в пункт отправления).

Важно! Если были приобретены комплекты билетов туда и обратно, получить их полную стоимость можно при отмене рейса, только если они были куплены по принципу два билета на одном бланке. Так же обстоит дело и со стыковочными рейсами.

После прибытия в аэропорт

Если рейс был задержан или отменен после прибытия в аэропорт, то необходимо выяснить причины этого и предположительный срок задержки. Причины могут быть самыми разными, начиная от плохой погоды, заканчивая чрезвычайными ситуациями.

Необходимую информацию о причинах и времени задержки рейса можно получить каждому пассажиру от сотрудников авиакомпании на основании положений п. 73 и 74 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Наряду с данной информацией, работники компании – перевозчика обязаны сообщить вам о вариантах решения проблемы, например, предоставить перелет на другом рейсе или борту.

Компенсация за перенос рейса в зависимости от сроков и расстояния

Если отечественный перевозчик не может списать задержку рейса или его отмену на форс – мажорные обстоятельства, то пассажиры имеют право на компенсацию не только стоимости билетов, но и на получение:

  1. 3% от цены перелета (билета) за каждый час ожидания на основании положений п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»;
  2. 25% МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета (штрафная санкция предусмотрена положениями ст. 120 Воздушного кодекса РФ).

Какие-либо дополнительные компенсации по законодательству РФ пассажирам не полагаются (кроме альтернативного рейса или получения денежных средств, потраченных на покупку авиабилета).

В отличие от России, в страх Евросоюза предусмотрены иные компенсации для пассажиров, чей рейс был задержан или вовсе отменен. Например, если ваш рейс отменили или задержали, то помимо материальной компенсации, размер которой зависит от времени задержки и расстояния, положены дополнительные льготы. Если рейс, задержали, скажем, на 5 часов и расстоянии составляет более 3500 км, то кроме возврата средств за билет, каждый пассажир получит сумму в 600 евро.

Пассажирам за счёт перевозчика могут предоставляться напитки, еда, комната матери и ребенка, интернет и телефонные звонки. Если об отмене рейса вы узнали за 14 дней, то право на компенсацию отсутствует. Возврат билетов осуществляется по общим правилам.

Иные правила в США. Здесь много отдано на усмотрение самих компаний перевозчиков. Поэтому вопросы предоставления пищи, напитков и телефона регулируются внутренними правилами каждой авиакомпании.
Законом не предусмотрен возврат денег при длительных задержках или отменах. Однако каждый перевозчик с радостью поменяет билет на ближайший рейс своей компании или поможет улететь на борту другой авиакомпании. При этом разница в стоимости билетов компенсируется за счет пассажира. Исключительным случаем, когда возможно получение компенсации с перевозчика является «овербукинг».

Что пассажиру предоставляется бесплатно?

Перевозчик обязан при задержке рейса предоставить некоторые блага пассажиру бесплатно. Они перечислены в п. 99 «Федеральных авиационных правил». Например, при задержке рейса более чем на 2 часа пассажир имеет право на:

  1. Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;
  2. Бесплатные напитки;
  3. Посещение комнаты матери и ребенка с детьми младше 7 лет.

При задержке рейса на срок более 4-х часов, пассажиры имеют право на получение следующих «бонусов»:

  • Бесплатное горячее питание;
  • Все «бонусы», перечисленные выше.

Важно, что пища должна быть предоставлена каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время при задержке рейса на более продолжительный срок.

Если рейс отменен на срок 8 часов и более (днем) и 6 часов и более (ночью), авиакомпания обязана не только обеспечить едой и напитками, но и разместить в гостинице, позаботившись о трансфере туда и обратно. При этом пассажиров не могут поселить в одном номере с посторонними людьми, а если предложенный отель вас не устроит, то можно выбрать другой. Доплата за понравившейся номер за счет пассажира осуществляется сверх суммы, предложенной перевозчиком за выбранный им ранее номер.

Как вариант: пассажир оплачивает полностью подходящий ему вариант, предъявляет чеки перевозчику, который выплачивает компенсацию, равную стоимости предложенного авиакомпанией варианта, если имелись объективные причины для отказа от проживания в гостинице по выбору перевозчика. При отказе от отеля авиакомпании трансфер до гостиницы, выбранной пассажиром самостоятельно, оплачивается за свой счет. За хранение багажа отвечает авиаперевозчик, независимо от выбранного пассажиром отеля.

Получаем компенсацию за задержку или отмену рейса

Все претензии относительно рейса, отмененного или задержанного на территории нашей страны (внутреннего), а также жалобы к иностранным перевозчикам, не сумевшим выполнить обязательства перед пассажирами в России, рассматриваются по Российским законам.

И наоборот, если перевозчик отложил или отменил рейс за границей, то разбирательство проходит по законам другого государства (где имела место задержка рейса). Претензия составляется в письменной форме и подается пассажиром лично в аэропорту вылета или по месту прилета. Как вариант подачи претензии, когда сотрудников авиакомпании нет на месте, допускается и предъявление требований через электронную почту, и сайт перевозчика. Однако данный вариант ненадежен, поскольку электронные письма и сообщения зачастую игнорируются сотрудниками авиакомпаний.

Соответственно оптимальным вариантом остается заказное письмо с описью вложений и уведомлением о вручении адресату.

В какой срок

В соответствии с положениями ст. 126 Воздушного кодекса РФ, пассажир имеет право на предъявление претензий к авиакомпании в течение полугода со дня отмены или задержки рейса.

В странах Евросоюза аналогичные претензии можно предъявить в течение двух лет.

В Великобритании для получения возмещения за отложенные или задержанные рейсы срок составляет целых шесть лет!

Какие документы необходимы

Кроме соблюдения срока, установленного для предъявления претензии, пассажирам стоит разобраться и с документальной стороной дела. Поскольку требования пассажира должны быть обоснованными, то необходимо приложить следующие документы:

  1. Сам билет на самолет с отметками сотрудников аэропорта о задержке или об отмене вылета;
  2. Подтверждением задержки или отмены может служить справка, заверенная представителем перевозчика или аэропорта;
  3. Если не удалось получить справку или отметку от сотрудников авиакомпании, то можно приложить копии авиабилетов и посадочных талонов;
  4. Иные чеки и квитанции, подтверждающие расходы пассажира, связанные с переносом (задержкой) рейса;
  5. Билеты на мероприятия, приглашения от родственников или потенциальных работодателей, квитанции об оплате экскурсий, а также письма, медицинские и прочие документы, которые могут стать основанием для компенсации фактических убытков и сопутствующего им морального вреда на основании положений п. 2 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителя». Однако здесь важно учитывать цель поездки, например, концерт любимой группы, семейное торжество, собеседование и т.д.

Судебное разбирательство

Претензия с пакетом подтверждающих документов (копии) должна быть рассмотрена авиакомпанией в течение 30 дней с момента получения по почтовому штемпелю или согласно отметке, проставленной на втором экземпляре при личном вручении пассажиром.

Если компания – перевозчик не удовлетворит требования пассажира, то для получения возмещения следует обратиться в суд с соответствующим иском. В соответствии с положениями закона, подать его можно в течение трех лет с момента задержки (отмены) рейса.

Составляется заявление по определённым процессуальным правилам, но в произвольной форме и подкрепляется документами и положениями закона, подтверждающими требования истца. Обычно необходимы такие документы, как:

  1. Копия проездного документа с отметкой о задержке (отмене) вылета;
  2. Платёжные документы (копии), подтверждающие факт понесенных в связи с этим расходов (оплата гостиницы, проезда, телефонных переговоров и т.д.);
  3. Копии иных документов, подтверждающих, что по вине перевозчика пассажир понес материальные убытки и моральный ущерб (Однако злоупотреблять здесь не стоит);
  4. Копия подтверждения направления претензии в адрес перевозчика;
  5. Ответ представителей авиакомпании, если таковой имел место.

Когда ждать выплаты компенсации?

В действующем законодательстве нашей страны не установлено конкретных сроков для выплаты компенсации (в связи с отменой или задержкой рейса) пассажиру от перелета. Поэтому каждый перевозчик руководствуется собственными внутренними правилами и представлениями о разумном периоде осуществления выплат.

И как показывает практика, при отмене рейса или при задержке перелета по вине авиакомпании пассажир получает выплаты в течение двух месяцев с момента предъявления требований. В отдельных случаях этот период растягивается на полгода.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по защите прав потребителей юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Более точные сроки имеются в законодательстве стран Евросоюза. Так, если был перенесён или задержан европейский рейс, то стоимость билетов или сумма компенсации должна быть перечислена на счет пассажира в течение семи дней.

Выводы:

  1. Если задерживают рейс на самолет, то права пассажира зависят напрямую от времени задержки:
    • задержка рейса на 2 — 4 часа, то можно рассчитывать, как на напитки и телефонные звонки, так и на альтернативный перелёт. При этом путешественникам с детьми до 7 лет предоставляется комната матери и ребенка;
    • задержка перелета от 4 до 8 часов к перечню «бонусов» авиакомпании, перечисленных выше добавляется пища, а также гостиница и транспорт до нее и обратно в аэропорт, если срок задержки составляет 8 часов в дневное время и шесть часов в ночное;
    • отмена рейса от 7 до 13 дней, то можно рассчитывать, как на альтернативный подбор рейса, так и на получение компенсации;
    • если отмена рейса произошла за 2 недели, то возможен возврат денежных средств, потраченных на билет или рассмотреть альтернативный вариант перелета.
  2. Права пассажиров можно отстоять и позаботившись о свидетельских показаниях (узнайте телефоны и контактные данные других лиц, летящих на вашем рейсе), сфотографировав табло со статусом рейса и т.д.
  3. Помните, что как при направлении претензии перевозчику, так и при обращении в суд у вас на руках в идеале должны быть документы с отметками сотрудников авиакомпании о задержке (отмене) рейса.
319
Читайте еще по защите прав потребителей
Как проверить надежность интернет-магазина перед покупкой?
Как проверить продавца и не остаться без денег и товара расскажет эта статья.
Добавить заказ

Возникли трудности по защите прав потребителей?

Узнайте стоимость и как решить Ваши проблемы по защите прав потребителей

Добавьте заказ

Это быстро, бесплатно и очень просто

Сравните предложения

Изучите отзывы, условия и цены

Договоритесь напрямую

Свяжитесь с любым кандидатом