Юридический журнал

от ЮрПроводника

Права покупателя в магазине

11

27 апреля 2017 года

Права покупателя в магазине или иной торговой точке регламентируются, в первую очередь, законами, Конституцией РФ и, в последнюю, внутренними правилами и распорядком торговой точки. Внутренние правила не должны нарушать прав, свобод и законных интересов покупателя.

Кто отвечает за вещи, оставленные в камере хранения?

В современных магазинах и гипермаркетах мы часто видим рядом с камерой хранения табличку «За сохранность вещей, оставленных в ячейках хранения, администрация ответственности не несет». При этом охрана настойчиво требует сдать вещи. Правомерно ли такое принуждение?

Если магазин предлагает воспользоваться камерой хранения вещей и выдает ключ, то по закону он, таким образом, предлагает покупателю заключить договор ответственного хранения в конклюдентной форме. Статья 421 Гражданского кодекса закрепляет свободу заключения договора и запрещает принуждение к его заключению. Соответственно, магазин не может обязать оставлять вещи, а заключив договор с покупателем, магазин обязан отвечать за вещи, оставленные в ячейке (ГК РФ ст. 891, 901, 924). Магазин становится хранителем, а вы поклажедателем. Доказательством заключения договора хранения в таких случаях становится номерок, жетон или ключ (п. 2 ст. 887 ГК РФ).

Ранее было по защите прав потребителей

Выгодно быть гостем / Возврат такс-фри
Спасательный полис / Как работает страхование выезжающих за рубеж
Как продавцу защититься от недобросовестных покупателей
Что делать, если купили некачественный товар?

Таким образом, все надписи в общественных местах гласящие о том, что организация не ответственна за оставленные вещи — неправомерны, а требования оставить личные вещи в камере хранения незаконны.

Обязать вас сдать вещи не может ни администрация магазина, ни охрана. Поэтому оставить вещи в ячейке для хранения это ваша добрая воля, а совсем не обязанность. Вы можете, по вашему желанию показать содержимое сумки, но сдавать ее не обязаны. Если на выходе из магазина ваша сумка начала «пищать» охранник может попросить вас открыть сумку, но не более того, рыться в ней собственноручно он не имеет права. На это полномочия есть только у сотрудника полиции и только по подозрению в краже. Если вы не желаете оставлять свои вещи в камере хранения магазина, а охрана настаивает, то вам остается просить книгу жалоб.

Если ваши вещи пропали из ячейки в магазине поступайте следующим образом:

  1. Вызывайте охрану магазина и представителя администрации для составления акта о пропаже вещей.
  2. Вызывайте полицию. По приезду они зафиксируют, произошедшее составив протокол, снимут записи с камер наблюдения в магазине и другие доказательства.
  3. Обращение в суд. Если администрация магазина и после этих действий не признает свою вину, то можно обращаться в суд и взыскать стоимость краденых вещей и компенсацию понесенного морального вреда.

Что делать, если вы случайно разбили товар в магазине?

Руководствуясь статьей 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения несет его собственник, то есть магазин. К покупателю риски переходят в соответствии со ст. 459 ГК РФ только после оплаты товара. Но ст. 1064 ГК РФ устанавливает ответственность за порчу или причинение вреда имуществу гражданина или юридического лица. На ее основании вред подлежит возмещению в полном объеме.

Покупатель может быть освобожден от ответственности за порчу не купленного товара, если докажет отсутствие своей вины, в следующих случаях:

  • нарушение норм организации торгового зала (например - при площади зала до 100 кв. м. ширина прохода должна составлять 1,4 метра);
  • условия торгового зала не являются безопасными (например - мокрые полы);
  • повреждение наступило когда товар находился на ленте или до того как покупатель взял его в руки.

Задерживать покупателя и требовать у него оплаты долга сотрудники охраны магазина не имеют права. Задержать могут лишь до приезда правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов установят личность гражданина и составят акт, в котором и представитель магазина и покупатель смогут изложить свои версии произошедшего. В дальнейшем магазин может подать иск в суд на возмещение причиненного вреда. При вероятности доведения дела до суда покупателю будет не лишним заручиться поддержкой пары свидетелей, которые при необходимости подтвердят, что причиной порчи стали условия магазина (мокрые полы, загромождение проходов и т.д.)

Если товар разбился не по вашей вине, только суд может заставить расплатиться за нанесенный ущерб.

На практике судебные иски о взыскании ущерба с покупателей встречаются крайне редко. Чаще всего в цену товаров магазином уже заложен риск порчи их покупателями.

Что делать, если цена на кассе не соответствует ценнику?

Еще одним распространенным нарушением является несоответствие цены на товар фактической, т.е. ценник товара не соответствует цене, которую пробивают за этот товар на кассе. Чаще всего администрация магазина при выявлении такого несоответствия цен возвращает покупателю разницу, списывая ошибку на неактуальность цен в базе. Такая ошибка со стороны магазина является нарушением положения о предоставлении покупателю достоверной информации о товаре ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

Если решить ситуация сразу не получается, то необходимо предпринять следующие действия:

  1. Сфотографируйте информацию о цене, размещенную на ценнике, желательно с указанием даты и времени. В случае спора или суда данная информация будет являться доказательством наряду с показаниями свидетелей (ст. 493 ГК РФ).
  2. Попросите пригласить администратора или другого уполномоченного представителя продавца и предъявите претензию. Изначально претензию можно предъявить в устной форме, если положительного ответа не последовало необходимо оформить ее в письменном виде. В претензии вы можете потребовать возврата разницы в цене между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ), либо возврата товара в разумный срок и возврата уплаченной суммы за него (п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).
  3. При отказе в удовлетворении претензии продавцом вы имеете право обратиться в суд и в другие уполномоченные органы. Уполномоченными органами будут — органы полиции (по факту обмана потребителя ст. 14.7, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органы Роспотребнадзора (ст. 14.15, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).

Что делать, если вы купили просроченный товар?

Если покупатель приобрел просроченный товар и обнаружил это уже после оплаты, то он непременно может вернуть товар и потребовать от продавца материальной и моральной компенсации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении в приобретенном товаре каких-либо недостатков покупатель может требовать:

  • замены товара на аналогичный такой же марки;
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с пересчетом покупной цены;
  • возврата суммы уплаченной за товар.

Аналогичные требования покупатель может предъявить к продавцу, если по маркировке товар еще годен, но на самом деле из-за неправильных условий хранения или транспортировки оказался испорченным.

При такой покупке следует вернуться в магазин и проинформировать продавца о случившемся. Даже если покупатель выкинул чек или потерял его, он может требовать возмещения ущерба (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»), а доказать факт покупки можно при помощи свидетелей, записи камер видеонаблюдения или выпиской из банка, если покупка была оплачена картой.

Если продавец отказывается компенсировать все в добровольном порядке, то необходимо оставить запись в Книге жалоб, а затем обратиться в Роспотребнадзор.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» каждый покупатель имеет право на приобретение безопасного для своей жизни и здоровья товара. Продажа просроченного товара грозит продавцы привлечением к ответственности от административной (ст. 14.4 КоАП РФ) до уголовной (ст. 238 УК РФ).

Если же таким некачественным товаром был нанесен вред вашему здоровью, то сохраните подтверждающие документы: выписка из больницы, чеки из аптеки, справки от врача, подтверждение проводим дополнительных обследований. Все это продавец некачественного товара обязан возместить в полном объеме (п. 1 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей»).

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по защите прав потребителей юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Если мирным путем конфликт решить не удалось, то следует обратиться в суд. В этом случае к основным исковым требованиям можно добавить выплату неустойки за отказ в добровольном порядке исполнить требования покупателя, компенсацию морального вреда (ст. 15 «О защите прав потребителей»).

11
Читайте еще по защите прав потребителей
Добавить заказ

Возникли трудности по защите прав потребителей?

Узнайте стоимость и как решить Ваши проблемы по защите прав потребителей

Добавьте заказ

Это быстро, бесплатно и очень просто

Сравните предложения

Изучите отзывы, условия и цены

Договоритесь напрямую

Свяжитесь с любым кандидатом