Юридический журнал

от ЮрПроводника

Права пассажира автобуса, такси, поезда или самолёта

О которых должен знать каждый

658

18 декабря 2017 года

Каждый человек нашей страны активно использует различные виды транспорта – самолеты, поезда, автобусы и такси, не задумываясь о том, что их права (те, которые зафиксированы мелким шрифтом в договорах, билетах и правилах) могут нарушаться многократно. Только зная все предоставляемые права можно не только избежать нарушений, но и сэкономить, сделав поездку более комфортной и безопасной.

Права пассажиров поездов

Огромный массив прав предоставлен пассажирам поездов компанией перевозчиком – «РДЖ». И касаются они не только нюансов размещения чемоданов под нижней полкой, использование платных туалетов и комнат ожидания на вокзале, зарядкой мобильных телефонов в пути, но и более существенных вопросов.

Ранее было по защите прав потребителей

Потерялась посылка, бандероль или иное ценное отправление: инструкция
Права покупателя в магазине
Выгодно быть гостем / Возврат такс-фри
Спасательный полис / Как работает страхование выезжающих за рубеж

Каждый клиент «РЖД» может изменить свой маршрут, например, сделать остановку до 10 суток на поездах дальнего следования, продлив свой билет (п. «д», ст. 13 Правил оказания услуг по перевозкам ж\д транспортом) или отправиться в путь раньше времени, указанного в билете при наличии свободных мест в других поездах (п «з» ст.13 Правил).

Кроме того, если пассажиру поезда не предоставляют указанное в билете место, то обязаны пойти на следующие изменения в размещении: предоставить иное место, вплоть до места более высокого класса без доплат или, если место хуже, с доплатой разницы.

Если предлагаемые места клиента «РЖД» не устраивают, можно уехать другим поездом или сдать билет и получить компенсацию в полном объеме.

Опоздания

Бывает так, что опаздывает не сам поезд, а пассажир. В этой ситуации в течение 12 часов можно сдать билет и получить компенсацию за вычетом цены плацкарта или переоформить билет с доплатой.

При наличии уважительных причин – болезней и несчастных случаев двенадцатичасовой период возврата и обмена билетов продлевается до 5 суток (п. «е» ст. 13 Правил).

До поездки и в пути

До отправки поезда пассажиры имеют право на использование возможностей, предоставляемых инфраструктурой вокзала, включая зал ожидания и платные туалеты, куда обязаны пускать бесплатно при предъявлении проездного билета. Однако время предоставления бесплатных услуг может ограничиваться местными условиями и технологией работы вокзала». Стоит отметить, что аналогичное правило действует и в отношении пассажиров автовокзала.

Если среди пассажиров поезда присутствуют инвалиды, которым сложно передвигаться по вокзалу и пользоваться возможностями инфраструктуры, то сотрудники перевозчика и вокзала обязаны бесплатно помогать им, как передвигаться по вокзалу, оформлять и получать багаж, так и осуществлять посадку и высадку из вагона.

Кроме того, на помощь могут рассчитывать пожилые люди, а также граждане, путешествующие с детьми. Подобное обязательство закреплено в Стандарте обслуживания пассажиров «РЖД» (СТО РЖД 1.04.001-2007). Также, по просьбе любого пассажира и при наличии возможности, проводник должен помочь погрузить вещи в тамбур (п. 5.3 Стандарта).

Если между соседями по купе возникает спор в отношении размещения багажа, то действует следующее правило: нижним отсеком в первую очередь пользуются пассажиры, путешествующие на нижних полках, а пассажиры верхней полки могут занять «третий» ярус.

Совершенно бесплатно пассажиры поезда могут:

  • Заряжать мобильные устройства.
  • Получить щетки для одежды и обуви.
  • Получить настольные игры (шашки, шахматы, домино).

Печатные издания выдаются на платной основе.

Проводники поездов могут бесплатно разбудить пассажиров в указанное время, а также сообщать за час о прибытии на нужную станцию.

Пассажиры имеют право обращаться к проводникам с нестандартными просьбами, например, разогреть еду в микроволновке, которая всегда присутствует в купе проводника, положить продукты на хранении в расположенный здесь же холодильник и т.д., но за дополнительную плату.

Собирать белье в конце поездки также прямая обязанность проводника, которую пассажир может взять на себя по желанию. А вот поменять белье на свежее или застелить кровать пассажиру, проводник может за дополнительную плату. Все эти тонкости прописаны в Стандарте.

Права пассажиров самолетов

У пассажиров самолетов также много прав, о которых стоит упомянуть, чтобы избежать неприятных ситуаций, сделать полет максимально комфортным и безопасным.

Если вы опаздываете

В большинстве случаев опоздание пассажира на авиарейс грозит потерей денег, особенно это касается билетов эконом-класса, значительная часть которых относится к невозвратным. Однако иногда можно вернуть билет или получить новый, например, если самолет пришел не по расписанию или рейс задержали. Данное правило, как и другие, закреплено в «Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

При опоздании пассажира на стыковочный рейс по вине авиа перевозчика важно, единый ли билет и авиакомпания.

Если билет один и единый перевозчик, то пассажиру обязаны подобрать другой рейс.

Если же билет один, но авиакомпании разные, то нужно обратиться к заключенному между ними соглашению (перевозчиками), в котором устанавливается, кто подбирает рейс пассажирам в подобных ситуациях.

Если пассажир купил билеты разных компаний и на разные направления, но опоздал на рейс сам, то здесь ему не обязаны предоставлять места на других рейсах, однако могут пойти навстречу.

Если же пассажир опоздал на рейс по вине служб аэропорта, например, в связи с затянувшимся досмотром багажа, то независимо от направления и перевозчика он может получить компенсацию в виде стоимости билета.

Если опоздание произошло по вине авиакомпании, то в соответствии с положениями ст. 99 «Общих правил воздушных перевозок», пассажиры могут рассчитывать на следующие «бонусы»:

  • Предоставление комнаты матери и ребенка пассажирам с детьми до 7 лет.
  • Организация хранения багажа.
  • Прохладительные напитки для пассажиров, ожидающих больше двух часов.
  • Предоставление 2-х телефонных звонков или 2-х отправлений по электронной почте также при ожидании 2 часа и более.
  • Горячее питание для пассажиров, ожидающих 4 часа и больше.
  • Горячее питание предоставляется каждые шесть часов в дневное или каждые восемь часов в ночное время.

Бесплатное размещение в гостиницах, а также доставка туда и обратно, пассажиров ожидающих более восьми часов днем или более шести часов ночью.

Ошибки в билетах

Если вы покупали билет через интернет, и была обнаружена ошибка в нем уже на стойке регистрации в аэропорту, то в билет вносятся исправления при наличии до трех ошибок, не меняющих произношение фамилии пассажира.

Подобные изменения вносятся бесплатно, как на самой стойке регистрации, так и предварительно по телефону, если они были обнаружены ранее.

При наличии более 3-х ошибок билет переписывают за дополнительный сервисный сбор (В «Аэрофлоте» он составляет 800 рублей).

При международном перелёте недопустима любая опечатка в билете и требует полного переписывания билета. Однако и в этом случае стоимость не превышает 800 рублей.

Однако тарифы у каждого перевозчика разные.

Тонкости провоза багажа

В самолетах один пассажир может провозить багаж весом до 10 килограмм, если компания – перевозчик не установила иное. За багаж, перевозимый сверх установленного лимита, придется доплатить. Сделать это можно как в аэропорту, так и заранее, например, заказывая билет на сайте авиаперевозчика. При этом, если в последствии ваш багаж будет меньше, то разницу вернут.

Если одним рейсом едет семья, то сумма провоза бесплатного багажа складывается. Данное правило распространяется как на путешествующих пассажиров, так и на тех, кто едет в командировку.

Сверх установленного лимита провоза багажа бесплатно в самолет можно взять:

  • Дамскую сумочку или мужской портфель;
  • Папку для бумаг;
  • Зонтик или трость;
  • Букет цветов;
  • Верхнюю одежду;
  • Печатные издания для чтения в полете;
  • Лекарственные средства в количестве необходимом пассажиру;
  • Детское питание для ребенка в полете и люльку для него;
  • Телефон, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер;
  • Костюм в портпледе;
  • Костыли;
  • Складную коляску (можно разместить в салоне).

Все перечисленные аксессуары не взвешивают.

Если у вас изъяли ручную кладь, то ее не могут выбросить или утилизировать. Сотрудники аэропорта обязаны по указанию пассажира сохранить ее, упаковать и оформить как перевозку багажа за дополнительную плату или бесплатно.

Лимита на объём перевозки лекарственных препаратов нет. Однако существует некий запрет на перевозку средств в аэрозольных упаковках. В данной ситуации требуется справка от врача, подтверждающая необходимость применения препарата, которую достаточно показать сотруднику контроля.

Если багаж потерялся, но потом нашелся, то компания - перевозчик обязана уведомить пассажира об этом и бесплатно доставить находку по адресу, указанному пассажиром.

Прочие тонкости

В соответствии с положениями ст. 120 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан заплатить за несвоевременную доставку человека в пункт назначения. При этом начисляется штраф за каждый час задержки, сумма которого составляет 25% от минимальной оплаты рабочего часа (то есть около 25 рублей за час), но не более чем 50% провозной платы.

Если авиакомпания отказывается от предоставления прохладительных напитков, горячей еды, комнаты для матери и ребёнка и других комфортных условий при задержке рейса, пассажир имеет право самостоятельно обеспечить себя напитками, едой и жильём в гостинице, а затем (сохранив платежные документы) получить с перевозчика компенсацию.

Права пассажиров рейсовых автобусов

Если пассажир решил отменить поездку на автобусном рейсе междугороднего значения, то может рассчитывать на получение 95% от стоимости билета, если сдаст билет за 2 часа до отправки и на 85% от цены билета, если до отправки автобуса менее 2-х часов.

Если пассажир опоздал на рейс до трех часов с момента отправления автобуса, то он получит компенсацию в размере 75% цены билета или оформит новый билет на другой, сдав старый и доплатив 15%.

При наличии уважительных причин, например, болезни или несчастного случая аналогичные правила действуют более длительное время – трое суток с момента отправки автобуса (п. 1 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта). 

Кроме того, вернуть билет в кассу и получить его полную стоимость можно, если автобус задерживается дольше часа, либо пассажиру не было предоставлено место, указанное в билете, а на замену места он не согласен.

Права пассажиров такси

Мало кто знает, что строгие правила действуют и в отношении перевозок на такси, которые водители намеренно игнорируют.

Так, например, водитель такси, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан выбрать кратчайший маршрут, за исключением ситуаций, когда в отношении маршрута имеются указания клиента, если, конечно, на этот счет нет указаний пассажира (п. 109 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Если из-за несвоевременной подачи такси пассажир опоздал на поезд, самолет, автобусный рейс или на деловую встречу, то можно получить компенсацию с таксомоторной компании через суд, установленную положениями ФЗ «О защите прав потребителей»:   

Неустойку за нарушения сроков оказания услуг в размере 3% (пени) от стоимости услуги за каждый час просрочки. Однако максимальный размер неустойки, которая будет начисляться, пока от заказа такси не откажется пассажир или не предоставят машину, не может превышать общую стоимость услуги.

Полную компенсацию убытков, вызванных просрочкой оказания услуги (п. 1 ст. 28 ФЗ «О защите прав»). Компенсация включает в себя, например, стоимость авиа- или ж/д билета, если из-за опоздания такси пассажир опоздал на транспорт, либо стоимость дней пребывания в гостинице, а также упущенную выгоду, если не состоялась важная деловая встреча и т.д.

Компенсация морального вреда, размер которого устанавливают исходя из уровня физических и нравственных страданий пассажира, спровоцированных некачественным оказанием услуг такси.

Однако извозчик освобожден от ответственности, если опоздание было вызвано форс – мажором или временными ограничениями (запретом) движения ТС по дорогах, введенных в порядке, установленном законодательством РФ.

Выводы

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по защите прав потребителей юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Как видно, прав у пассажиров достаточно много, их можно запомнить или распечатать документы, регулирующие тот или иной вид деятельности и возить их с собой. Однако мало знать свои права и обязанности, во многих ситуациях важно уметь их отстоять. Если вам отказывают в законных правах, то следует написать претензию в адрес перевозчика с указанием срока для предоставления ответа. В противном случае отстаивать права придется в суде, что хуже для перевозчика.

658
Читайте еще по защите прав потребителей
Потерялась посылка, бандероль или иное ценное отправление: инструкция
Расскажем, что можно предпринять, если потерялась посылка или бандероль. Как получить компенсацию или вернуть отправленное.
Добавить заказ

Возникли трудности по защите прав потребителей?

Узнайте стоимость и как решить Ваши проблемы по защите прав потребителей

Добавьте заказ

Это быстро, бесплатно и очень просто

Сравните предложения

Изучите отзывы, условия и цены

Договоритесь напрямую

Свяжитесь с любым кандидатом