Юридический журнал

от ЮрПроводника

Оферта

Что это такое и как правильно составить

169

27 февраля 2018 года

Оферта является распространенным способом привлечения клиентов при продаже различных товаров и услуг. Данная форма очень востребована в современном товарообороте так как позволяет одновременно выдвинуть предложение широкому кругу потенциальных клиентов.

Что такое оферта?

В гражданском праве понятие оферты закреплено в ст. 435 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной нормой права офертой является предложение заключить определенную сделку, направленное потенциальным потребителям. Данное предложение выражает намерение вступить в гражданско-правовые отношения с лицом, принявшим данное предложение.

Многие смешивают такие понятия как договор и оферта, считая ее одним из видов договора. На самом деле это ошибка. В соответствии со ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение, заключенное между двумя и более лицами, которое порождает гражданско-правовые права и обязанности. Оферта же является только предложением заключить договор и пока не получен ответ на данное предложение, какое-либо соглашение между лицами отсутствует.

Ранее было по корпоративному праву

Все о бенефициарных владельцах
Как стать нотариусом и открыть нотариальную контору
Их нужно знать в лицо / Информация о бенефициарах
Куда жаловаться?

Оферта позволяет продавцам различных товаров и услуг заключать сделки без подписания договоров и личных встреч с клиентами, таким образом, возможна удаленная работа. В качестве примера можно рассмотреть несколько распространенных ситуаций.

Абонент интернет провайдера в личном кабинете подключает и оплачивает дополнительную услугу. Информация, содержащаяся на данном сайте, и есть оферта, направленная неопределенному кругу пользователей. Принятие оферты в данном случае подтверждается совершением оплаты.

То же самое касается дистанционной продажи товаров, например через интернет-магазины. Выставление товара и его стоимости на обозрение покупателей является офертой. Перечислив денежные средства на указанные продавцом реквизиты, покупатель тем самым заключает с ним договор купли-продажи и с этого момента их отношения регламентированы не только положениями об оферте, но и нормами права о договоре купли-продажи и ФЗ «О защите прав потребителей».

Чаще всего с офертой люди сталкиваются, совершая покупки в магазинах самообслуживания, в которых на стеллаже с товаром указана его стоимость. Указав стоимость товара продавец сделал предложение неопределенному кругу покупателей приобрести данный товар именно по этой цене. Нередко можно встретить случаи, когда стоимость товара на витрине отличается от стоимости на кассе. Подобным несоответствием цен продавец нарушает условия оферты, таким образом, покупатель может требовать, что бы товар был продан ему по цене, заявленной на витрине.

Виды оферты

Законодательство четко не разделяет оферты по видам, но из текста статей 435, 437 ГК РФ следует, что они могут быть как публичными, так и адресными.

Для публичной оферты характерно то, что она направляется неопределенному кругу лиц, принять ее и тем самым заключить сделку может каждый. В данном случае для всех, получивших предложение действуют единые условия заключения сделки, ее цена и ассортимент товаров и услуг. При публичной оферте одинаковые сделки могут быть заключены как с одним покупателем (потребителем), так и со всеми (или несколькими) получившими данное предложение.

Примером публичной оферты может служить уже рассмотренный нами интернет-магазин или супермаркет самообслуживания. Любой, зашедший на сайт или в торговый зал магазина имеет возможность выбрать необходимый ему товар, оплатить его и тем самым заключить договор на основании принятого предложения.

В отличие от публичной адресная оферта направляется одному потенциальному клиенту (покупателю) или строго определенному кругу лиц. В этом случае продавец сам контролирует кому направлять предложение, с кем он хочет заключить договор. Основным отличаем является то, что принять такое предложение может только тот, кому оно было адресовано, так как продавец выбирает потенциального клиента основываясь на каких-либо требованиях к нему.

Банк предлагает получить кредит по сниженной процентной ставке, но такое предложение он адресует только лицам, отвечающим его требованиям, например, тем кто являлся ранее его клиентом, имеет хорошую кредитную историю. Такая оферта является адресной, так как такое предложение действует только для определенного круга клиентов, которых выбрал банк.

Требования, предъявляемые к оферте. Содержание оферты

В законодательстве не указано, какие именно требования предъявляются к оферте, но в ст. 435 ГК РФ сказано, что она должна содержать существенные условия договора. Если отбросить все многообразие договоров, которое предусмотрено гражданским законодательством, то можно выделить требования, которым должно соответствовать каждое предложение заключения сделки.

  1. Любая оферта должна содержать информацию о продавце товара или услуги, так как для покупателя это может стать одной из ключевых причин заключать договор или нет.
  2. Необходимо, что бы покупателю была предоставлена полная информация о товаре (услуге), а именно технические характеристики и комплектность товара, условия оказания услуги и срок.
  3. Должен быть указан исчерпывающий перечень товаров и услуг, которые продавец может предложить и их количество. К примеру, заходя в торговый зал супермаркета, покупатель своими глазами видит весь ассортимент товаров магазина, а так же их количество на витрине.
  4. Оферта должна содержать указание на стоимость товара, так как при выборе продавца именно цена в большинстве случаев играет роль при выборе, который делает покупатель.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по корпоративному праву юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Быстро решить проблему

Оставьте описание проблемы и юристы дадут совет и сделают наилучшее предложение

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Кроме требований по содержанию, можно выделить требования по форме и способу распространения оферты среди покупателей. Здесь продавец имеет право выбрать максимально удобный и информативный способ. Предложение может быть направлено конкретным адресатам по почте, размещено в средствах массовой информации, сети Интернет, передано лично в руки. Главное добиться того, что бы оферта была получена и имелось подтверждение ее получения и принятия.

Выводы:

  • Оферта - предложение заключить определенную сделку, направленное потенциальным потребителям. Пока не получен ответ на данное предложение, какое-либо соглашение между лицами отсутствует
  • Оферты могут быть публичными и адресными. Публичные направлены неограниченному кругу лиц, а адресная направляется одному потенциальному клиенту или определенной группе.
  • Самое главное требование к оферте это указание существенных условий договора.
  • Способы распространения оферты выбираются продавцом исходя из удобства и эффективности.
  • Различные оферты окружают потребителей ежедневно, предложение приобрести товар, воспользоваться услугой. Направляя и принимая оферту обе стороны должны руководствоваться своими потребностями и возможностями, так как в случае заключения сделки они получают не только права но и определенные обязанности.
169
Читайте еще по корпоративному праву
Все о бенефициарных владельцах
В этой статье мы расскажем о бенефициарных владельцах, рассмотрим термины, основные обязанности бенефициаров
Добавить заказ

Возникли трудности по корпоративному праву?

Узнайте стоимость и как решить Ваши проблемы по корпоративному праву

Добавьте заказ

Это быстро, бесплатно и очень просто

Сравните предложения

Изучите отзывы, условия и цены

Договоритесь напрямую

Свяжитесь с любым кандидатом